Перелёты и въезд. Зимбабве находится довольно далеко от Европы, прямых рейсов из России и большинства стран СНГ нет. Обычно путешественники добираются с пересадками через крупные узлы: ЮАР, Эфиопию, ОАЭ, Катар, Турцию или Европу. Популярный маршрут – через Йоханнесбург (ЮАР), откуда ежедневно летают самолёты в Хараре и Викторию-Фолс. Также из Дубая (Emirates) и из Аддис-Абебы (Ethiopian Airlines) выполняются рейсы в столицу Хараре. Стыковки возможны через Лондон, Стамбул, Доху – вариантов немало, хотя путь не близкий (в сумме ~13–18 часов в воздухе, не считая ожидания). Основные международные аэропорты Зимбабве – Хараре (Harare International Airport) и Виктория-Фолс Airport. Первый – крупнейший и обслуживает столицу и окрестности, второй удобен для тех, кто планирует начать маршрут с водопада Виктория и сафари на северо-западе. Есть ещё аэропорт в Булавайо (второй город страны), куда летают региональные рейсы (например, из ЮАР).
Для въезда гражданам многих стран, включая Россию, нужна виза, но получить её относительно просто: визу оформляют прямо по прибытии в аэропорту или на границе. Стоимость однократной визы для россиян – около $45 (оплачивается наличными), выдают обычно на срок до 30 дней. Можно оформить разрешение и заранее онлайн через систему eVisa, но большинству туристов удобнее по месту. В паспорте должно быть минимум par свободных страницы, и важно, чтобы паспорт действовал не менее 6 месяцев со дня окончания поездки. Если вы планируете в рамках путешествия посетить и Замбию, имеет смысл приобрести так называемую KAZA Univisa – это единая виза для Зимбабве и Замбии, действующая 30 дней, позволяющая пересекать границу между этими странами (её тоже можно купить по прилёте в Виктория-Фолс или на наземном переходе). Она стоит порядка $50 и удобна, если, скажем, хотите посмотреть водопад Виктория с обеих сторон, съездить из Вик-Фолса на экскурсию в Замбию и вернуться. Имейте в виду: для посещения соседней Ботсваны (например, парка Чобе) гражданам РФ вообще не нужна виза, а вот если планируете из Зимбабве далее в ЮАР, там для россиян действует безвизовый режим на 90 дней. То есть маршрут через несколько стран юга Африки вполне реален документально.
Передвижение по стране. Зимбабве – не самая маленькая страна (территория ~390 тыс. км², сравнима с площадью, например, Японии), но основные туристические места разбросаны так, что практически каждого из них можно достигнуть внутренним перелётом. Внутри страны налажено сообщение небольшими самолётами между Хараре, Викторией, Булавайо, Карибой. Для удобства туристов действуют чартерные рейсы в национальные парки: например, из Виктория-Фолс или Хараре можно на маленьком самолёте долететь до Хванге (аэродромы Умфекула или Бумба вблизи некоторых лоджей) или до Мана-Пулс. Конечно, это недешёвое удовольствие, поэтому многие путешественники выбирают комбинированную логистику: перелёты между крупными узлами + трансферы на машинах.
Дороги в Зимбабве бывают разного качества. Асфальтированные трассы соединяют основные города (Хараре – Булавайо – Виктория-Фолс – Мутаре и т.д.). На этих дорогах движение в целом безопасное, хоть и надо быть внимательным: местами могут быть выбоины, внезапно появляться люди или животные, особенно в тёмное время суток (ездить ночью не рекомендуется). Движение левостороннее (досталось в наследие от британцев). Если берёте автомобиль напрокат, имейте в виду, что правила часто нарушаются местными водителями, дорожных указателей может не быть, а за пределами основных трасс лучше не выезжать без полноприводного автомобиля. Бензин есть не везде – заправки могут попадаться раз в 100–150 км, за городом лучше заливать полный бак при каждом удобном случае. Самостоятельно путешествовать на машине можно, но во многих местах (особенно внутри нацпарков, на просёлках) нужен высокий внедорожник и умение ориентироваться без навигатора. Поэтому большинство приезжих предпочитают услуги местных водителей-гидов или туры с организацией транспорта – это безопаснее и надёжнее.
Между городами курсируют рейсовые автобусы и маршрутки, но их комфорт и расписание оставляют желать лучшего. Для путешественника со стороны общественный транспорт Зимбабве – экзотика, не гарантирующая своевременности. Альтернатива – поезда: например, есть ночной поезд Булавайо–Виктория-Фолс, проходящий через Хванге. Он довольно старый и не слишком быстрый, но кое-кто из туристов ездил ради опыта «ретро-путешествия». Опять же, такой вариант скорее для очень бюджетных бэкпекеров или любителей экстремальной аутентичности. Если цель – увидеть больше за короткое время, лучше комбинировать авто и самолёты.
Валюта и деньги. Финансовый вопрос в Зимбабве особый. Официальная валюта – зимбабвийский доллар (ZWL), однако из-за многолетней гиперинфляции в стране фактически параллельно используются иностранные валюты. На практике 90% цен для туристов указано в долларах США. Именно доллары принимают отелей, турфирмы, рестораны в туристических зонах. Мелкие траты (еда на рынке, бензин для местных и т.п.) могут происходить в зимб. долларах, но путешественникам не стоит заморачиваться: берите с собой наличные доллары США новыми купюрами. Желательно иметь разные номиналы: $1, $5, $10 для чаевых и мелких покупок, а также $50 и $100 (имейте в виду, банкноты выпуска до 2010 года могут не принять, требуются относительно новые). Обменивать валюту специально не нужно – USD ходят свободно. Банковские карты Visa/MasterCard можно использовать в некоторых местах (дорогие лоджи, супермаркеты в городах), но не везде. Банкоматы в стране либо отсутствуют, либо выдают только местные деньги, да и то нерегулярно. Так что наличные – ваш лучший друг. Цены на туризм тут не низкие (за качественное сафари придется платить сопоставимо с Танзанией или Кенией), но и повседневные расходы не слишком большие: ужин в ресторане может стоить $15-20, сувенирная резьба по дереву – $10, пиво – $2. Кстати, не удивляйтесь, если вам дадут сдачу смешанными купюрами, например, пару долларов США и... конфету вместо 50 центов – монет US в обращении нет, а зимбабвийские монеты почти обесценены, вот и выкручиваются торговцы.
Язык и общение. Официальных языков в Зимбабве много (аж 16, включая экзотические вроде языка жестов), но ключевые – английский, шона и ндебеле. Английский достался со времён британской колонии и до сих пор широко распространён: на английском говорят в государственных учреждениях, в образовании, медиа. Практически каждый зимбабвиец, связанный с туристической отраслью, свободно владеет английским. Большинство табличек, меню, объявлений – на английском. Поэтому, если вы знаете хотя бы базовый English, проблем в общении не возникнет. Местные языки шона (доминирует в центральной и восточной части страны) и ндебеле (распространён на западе, в районе Матобо, Булавайо) интересны для культурного погружения: пару слов вы наверняка выучите (например, “mhoro” – привет на шона). Но учить их специально не требуется – английского хватает, чтобы объясняться повсюду. Русский язык, конечно, практически никто не понимает, так что либо освоить английские фразы, либо путешествовать с русскоязычным гидом. К слову, русскоязычные гиды в регионе большая редкость, их можно найти разве что в ЮАР. В Зимбабве же, скорее всего, будет англоговорящий сопровождающий. Но люди здесь очень дружелюбны, общительны, всегда готовы помочь – даже если ваш английский не совершенен, вам улыбнутся и постараются понять.